Российская Национальная Перестраховочная Компания
125047, Москва, ул. Гашека, д.6.
Бизнес-центр Дукат Плейс III, 5 этаж.
+7 495 730 44 80, +7 495 730 44 79 (факс) rnrc@rnrc.ru
Все контакты

Базовые принципы урегулирования убытков

Базовые принципы урегулирования убытков

Базовые принципы урегулирования убытков
Файл для скачивания

Базовые принципы

урегулирования убытков

 

Для внутреннего использования

и декларации участникам рынка

позиции АО ПК НПК по процедурам урегулирования убытков

 

 

I.                  Общие положения

 

Урегулирование убытков в АО ПК НПК (далее – НПК) – комплекс процедур и мероприятий, связанных с обеспечением качественного и своевременного исполнения обязательств НПК, при одновременном соблюдении прав сторон, по заключенным НПК договорам перестрахования, в связи с произошедшими страховыми случаями по таким договорам.

При урегулировании убытков по договорам перестрахования, заключенным НПК, следует руководствоваться:

-    положениями Главы 48 «Страхование» ГК РФ;

-    положениями Закона РФ от 27.11.1992  N4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

-    законодательством РФ в части регулирования обязательных видов страхования;

-    практикой судебного регулирования споров по договорам страхования/перестрахования, обзорами, разъяснениями Верховного суда;

-    положениями, условиями, правами и обязательствами, вытекающими из условий договоров перестрахования, заключенных НПК;

-    существующей практикой и/или нормами и/или правилами поведения в области страхования, перестрахования, урегулирования убытков, даже если таковые не предусмотрены законодательством (но не противоречат ему), в соответствии со ст. 5 ГК РФ.

Урегулирование убытков должно осуществляться в полном соответствии с законодательством РФ.

НПК имеет право на получение информации, документов и на взаимодействие с перестрахователем, его представителями, сюрвейерами и аджастерами в объеме, по срокам и на условиях, аналогичных представленным другим перестраховщикам, кроме случаев, когда условиями договора перестрахования предусмотрено иное для всех участников договора перестрахования. 

 

Урегулирование убытков по договорам перестрахования в НПК осуществляется Управлением урегулирования убытков (далее – УУУ).

 

 

II.              Организация ДОКУМЕНТООБОРОТА при урегулировании убытков

 

Для осуществления урегулирования убытков, УУУ производит сбор, обработку, анализ, и хранение документов, материалов и иного рода данных, связанных с заявленными убытками.

НПК получает Уведомления о событии с признаками страхового случая и документы/сведения, необходимые для урегулирования заявленного требования о страховой выплате (далее – данные по убыткам), преимущественно, от перестрахователей.  В случае, если это требуется для исполнения обязательств НПК по страховой выплате по заключенным НПК договорам перестрахования, данные по убыткам могут быть получены от:

-    страховых/перестраховочных брокеров;

-    страхователей (выгодоприобретателей) по прямым договорам страхования;

-    экспертных организаций (сюрвейеров, лосс-аджастеров и пр.), которые осуществляли расследование причин, обстоятельств события и/или расчет суммы ущерба/страхового возмещения, по поручению перестрахователей и/или НПК;

-    иных лиц и организаций, участие которых в расследовании причин, обстоятельств события, размеров ущербов/возмещений, предписано законодательством.

 

Данные по убыткам могут быть представлены:

- в электронном виде;

- на бумажных носителях.

Данные в электронном виде приравниваются к данным на бумажных носителях, если такой обмен предусмотрен договором перестрахования и их представление (отправка, получение, обмен сторонами) осуществляется посредством электронной почты с и/или на адрес(а), указанного ниже и/или указанных в соответствующих заключенных договорах перестрахования. При этом перестрахователь обеспечивает надлежащее хранение документов, электронные копии которых были предоставлены НПК, с тем, чтобы предоставить их заверенные копии на бумажных носителях по первому требованию НПК.

 

Уведомление о событии с признаками страхового случая (далее – Уведомление) направляется на адрес электронной почты: claims@rnrc.ru[1]

Уведомление должно содержать:

-    номер договора перестрахования;

-    наименование страхователя по прямому (основному) договору страхования;

-    дату события;

-    описание известных (на дату направления уведомления) причин и/или обстоятельств события;

-    размер объявленного страхователем ущерба (если известно) и/или установленного у перестрахователя резерва заявленного убытка (если установлен);

-    описание предпринятых и/или планируемых перестрахователем шагов по урегулированию убытка (если известны);

-    контактная информация перестрахователя для связи по оперативным вопросам.

НПК направляет перестрахователю подтверждение получения Уведомления в течение 24 часов с момента его получения. В том случае, если НПК выступает в качестве основного, лидирующего перестраховщика, а в договоре перестрахования установлен порядок согласования процесса урегулирования убытка с НПК, то в течение 24 часов с момента получения уведомления о страховом событии НПК направляет перестрахователю информацию с указанием планируемого алгоритма урегулирования убытка. Подтверждение направляется с адреса электронной почты, указанного выше и/или адресов электронной почты сотрудников УУУ.

 

Обмен документами, материалами, переписка с перестрахователями и/или иными лицами, участвующими в процессе урегулирования убытка, осуществляется НПК, преимущественно, в электронном виде.

В случае, если использование электронных способов связи невозможно, документы, материалы и/или иная информация, исполненная на бумажном носителе, направляются почтой, в форме «отправления с уведомлением», или курьером, по адресу:

 

Россия, 125047, Москва, ул. Гашека, 6 БЦ "Дукат Плейс 3", 5 этаж

Управление урегулирования убытков АО «ПК НПК».[2]

 

В случае особой необходимости (например, в силу требований законодательства, фиксации/отображения условий и/или порядка проведенного урегулирования и т.п.), результаты урегулирования заявленного убытка по договору перестрахования могут быть оформлены «Соглашением об урегулировании убытка» (далее – Соглашение), подписываемого между перестрахователем и НПК. Форма и наполнение Соглашения подчинены виду страхования, по которому произошел страховой случай, виду и форме перестрахования по которым убыток был заявлен в НПК, условиям договора перестрахования, но, в любом случае, Соглашение должно содержать следующие данные:

-    номер договора перестрахования;

-    дата события;

-    краткое описание события и признаки его квалификации страховым случаем по прямому договору страхования;

-    факт урегулирования убытка между НПК и перестрахователем и порядок расчетов (оплата возмещения перестрахователю, оплата возмещения страхователю и т.п.);

-    факт отсутствия взаимных претензий между сторонами по договору перестрахования;

-    подписи лиц, уполномоченных на подписание Соглашения со стороны перестрахователя и НПК.

Соглашение составляется в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, подписывающих Соглашение. Для целей оперативного исполнения обязательств сторонами по договору перестрахования в части урегулирования убытков, допускается оформление (подписание), обмен и использование электронной (отсканированной) копии указанного Соглашения. Хранение оригиналов Соглашения осуществляется каждой стороной в соответствии с установленным порядком и регламентами.

Сроки подписания и пересылки Соглашения не могут влиять на скорость и сроки осуществления выплаты возмещения со стороны НПК по договору перестрахования.

 

III.           процедура урегулирования убытков

 

После получения от перестрахователя Уведомления об убытке, НПК приступает к урегулированию убытка на условиях, определенных соответствующим договором перестрахования:

- «следование судьбе», и/или

- «контроль убытка».

 

Условия и характер участия НПК в урегулировании убытков не обязывает НПК участвовать в убытках в той их части, в которой такие убытки не могли (не должны) были:

- быть квалифицированы страховым случаем, и/или

- подлежать возмещению,

в соответствии с условиями, на которых НПК приняла участие в перестраховании риска выплаты страхового возмещения.

 

В случае урегулирования убытка на условиях «следование судьбе», НПК производит урегулирование в следующем порядке:

1.     Получение Уведомление от перестрахователя.

2.     Направление Подтверждения перестрахователю приема Уведомления.

3.     Получение от перестрахователя документов, подтверждающих квалификацию страхового случая, идентификацию объекта страхования, расчета величины убытка, оплату страхового возмещения по прямому договору страхования, а также счета (дебет-ноты) на оплату доли НПК в страховой выплате.

4.     Направление перестрахователю акцепта суммы возмещения по доле НПК и осуществление платежа такой суммы, в срок до 10 рабочих дней с даты получения НПК последнего из запрошенных документов, если иной срок не предусмотрен соответствующим договором перестрахования.

НПК имеет право на:

-    запрос перестрахователя на предоставление и получение данных о статусе урегулирования убытка по которому НПК получило Уведомление об убытке;

-    запрос перестрахователя на предоставление и получение документов, на основании которых была произведена квалификация страхового случая и произведен расчет суммы возмещения по прямому договору страхования;

-    проверку факта квалификации перестрахователем события страховым случаем;

-    проверку обоснованности размера суммы страхового возмещения и соответствия расчета условиям прямого договора страхования;

-    проверку факта выплаты суммы страхового возмещения перестрахователем.

 

 

В случае урегулирования убытка на условиях «контроль убытка», НПК производит урегулирование в следующем порядке:

1.   Получение Уведомление от перестрахователя;

2.   Направление подтверждения перестрахователю приема Уведомления, с запросом:

-  на обеспечение прав и возможностей участия НПК (представителей НПК) во всех встречах, переговорах и иных мероприятиях, проводимых перестрахователем, для целей урегулирования убытка по прямому договору,

- на согласование с НПК экспертных организаций и/или лиц (сюрвейеров, лосс-аджастеров и т.п.), которые от имени и по поручению перестрахователя будут осуществлять расследование заявленного убытка.

3.   Получение от перестрахователя всех документов, отчетов, заключений и иной информации, получаемой перестрахователем в ходе урегулирования убытка, до принятия им каких-либо решений по существу таких документов.

4.   Анализ предоставляемой перестрахователем информации по убытку. Направление перестрахователю рекомендаций, требований по процессу урегулирования убытка, в срок до 5 рабочих дней с даты получения НПК соответствующей информации от перестрахователя, если иной срок не предусмотрен соответствующим договором перестрахования.

5.   Признание заявленного убытка страховым случаем по договору перестрахования или отказ в страховой выплате, в срок до 10 рабочих дней с даты получения НПК последнего из запрошенных в ходе процесса урегулирования убытка документов, если иные сроки и/или условия не предусмотрены соответствующим договором перестрахования.

6.   Акцепт суммы страхового возмещения по доле НПК (в случае признания заявленного убытка страховым случаем по договору перестрахования), в срок до 10 рабочих дней с даты получения НПК последнего из запрошенных в ходе процесса урегулирования убытка документов, если иные сроки и/или условия не предусмотрены соответствующим договором перестрахования.

7.   Осуществление платежа суммы возмещения, в сроки и на условиях, предусмотренные соответствующим договором перестрахования и/или установленные сторонами в ходе процесса урегулирования убытка.

 

НПК имеет право на:

-    привлечение экспертных организаций для обеспечения процесса установления причин и обстоятельств события и/или установления размера убытков и сумм страхового возмещения;

-    совместную с перестрахователем выработку вариантов решений и сценариев осуществления таких решений по ходу урегулирования убытка;

-    проверку квалификации события страховым случаем, до объявления перестрахователем о таковом страхователю по прямому договору страхования;

-    проверку размера суммы страхового возмещения и соответствия расчета условиям прямого договора страхования, до объявления перестрахователем о таковом страхователю по прямому договору страхования;

-    согласование порядка выплаты страхового возмещения;

-    участие в арбитражном, третейском и ином судопроизводстве на территории Российской Федерации и иных стран, связанном с рассмотрением заявленного Перестрахователем требования о выплате по договору страхования и договору перестрахования.

 

Независимо от условий, на которых производится урегулирование убытка («следование судьбе» или «контроль убытка»), следующие события, ситуации и обстоятельства являются основанием для обсуждения и выработки дополнительных совместных решений НПК и перестрахователя по урегулированию убытков:

1.   банкротство страхователя/выгодоприобретателя по прямому договору;

2.   обращение страхователя/выгодоприобретателя/страховщика в суд с намерением урегулирования заявленного убытка в судебном порядке;

3.   переуступка страхователем/выгодоприобретателем своих прав требований по договору прямого страхования третьим лицам;

4.   возбуждение уголовного дела в отношении лиц из числа руководства страхователя/выгодоприобретателя (если такое дело возбуждается в связи с произошедшим убытком);

5.   выявление случая двойного страхования по объекту, в отношении которого заявлен убыток по договору прямого страхования;

6.   выявление оснований в подозрении в мошеннических действиях (недобросовестных намерениях) страхователя/выгодоприобретателя по договору прямого страхования, и в отношении которого перестрахователем заявлен убыток в НПК;

7.   иных случаев, согласованных сторонами, для целей исполнения договора перестрахования.

 

 

IV.           заключительные положения

 

НПК стремится к организации всех процедур и процессов, зависящих от НПК и связанных с урегулированием убытков таким образом, чтобы обеспечить скорейшее и эффективное реагирование по всем запросам и обращениям перестрахователей.

Во всех решениях по урегулированию убытков НПК следует принципам:

«полноты сведений» – информация, рассматриваемая в связи с заявленным убытком, должна быть, насколько это возможно, максимально полной для целей выработки эффективных решений;

«надежности сведений» – информация, используемая в связи с заявленным убытком, должна быть обоснованной и ее источники не вызывать сомнений;

«своевременности» - все сведения и решения предоставляются и осуществляются без задержек, максимально быстро, как это возможно в складывающейся ситуации;

«понятности и уместности» - все решения формируются на базе имеющихся в распоряжении сторон фактов, информации и иных сведений, и доступны для их понимания и проверки.

При возникновении споров, НПК будет стараться решить их путем переговоров.



[1] Если на момент направления уведомления не объявлены иные способы и ресурсы предоставления информации в электронном виде.

[2] Если на момент начала обмена информацией не объявлены иные адреса и/или способы и ресурсы предоставления информации.